Альтернативный рок, история жанра, группы

История альтернативного рока

Альтернативный рок — неопределенный термин, используемый средствами массовой информации в 20 веке. В 1980-е годы им стали обозначать разнообразный стиль рок-музыки, для которого характерно неприятие многих характеристик мейнстрим-рока, принятых радио, телевидением и массовой аудиторией (культивируемое звучание, тщательная постановка, подчеркнуто показная визуальная айдентика и т. д.), а также методов работы музыкальной индустрии (способ распространения пластинок, высокобюджетный маркетинг, ограничения творческой свободы артистов, приоритет коммерческих интересов и т. д.).

В ранний период стилистики альтернативный рок в равной степени можно считать как музыкальным, так и идеологическим явлением, и во многом его соотношение с рок-музыкой в самом широком смысле этого термина такое же, как и у рока в начале своего развития с остальной популярной музыкой — это средство самореализации и идентификации конкретного поколения, возникшего при одновременном отрицании прежних ценностей и использовании их как первоисточника своего творчества.

Хотя альтернативная эстетика чаще всего ассоциируется с многообразием жанров рока, также можно выделить альтернативные направления кантри, фолка, хип-хопа, поп, электронной и танцевальной музыки, а также других жанров.

20 век, 80-е годы. Возникновение стилистики альтернативного рока

Предшественниками альтернативного рока являются The Velvet Underground, Фрэнк Заппа (Frank Zappa), Капитан Бифхарт (Captain Beefheart), The Stooges, Pink Floyd и другие музыканты, которые в 60-х годах 20-го века заложили традицию создания музыки, отличную от господствующих тенденций на музыкальном рынке, получившую название андеграундного рока. Это обозначение охватывало исполнителей различных стилей, которые не ставили целью охватить как можно более широкую аудиторию, а использовали музыку как утверждение определенной жизненной позиции и возможность самовыражения для обращения к единомышленникам. Большинство психоделического рока и гаражного рока 60-х, а также панк-рока и пост-панка 70-х относятся к андеграунду.

Именно самодельная концепция панк-субкультуры «сделай сам» (do it yourself, DIY), которая, как предпосылка творческой самостоятельности, предсказывала независимость от инфраструктуры музыкальной индустрии (многие музыканты сотрудничали с новыми звукозаписывающими компаниями, основанными их коллегами или сами организовывали и финансировали создание, выпуск и распространение пластинок), стала одним из основных объединяющих параметров альтернативного рок-движения 80-х годов.

Не менее важное значение, особенно в США, имел так называемый феномен College Radio — радиостанции учебных заведений, проигрывавшие рок-записи, выбранные и понравившиеся студентам. Подчеркивая противопоставление репертуара хитов, популярных на коммерческом радио, так называемому классическому року и особенно популярному в 80-е годы так называемому хэйр-металу, репертуар студенческого радио сначала называли «колледж-роком», а позднее «альтернативным роком».

Хотя эта музыка была стилистически разнообразной, в большинстве случаев ее объединяла коммерческая маргинальность и популярность в узких, так называемых культовых кругах, связь авторов с небольшими звукозаписывающими компаниями, малобюджетность производства, относительно простое и бесхитростное звучание, в основе которого зачастую сильно искаженные гитары, панк-рок, пост-панк и тяжелый рок, а также влияние психоделического рока и фолк-рока.

Первой альтернативной рок-группой, добившейся массового успеха, была R.E.M., чьи ранние альбомы были выпущены независимым лейблом IRS Records. В 1987 году R.E.M. подписали контракт с крупным концерном Warner Bros., что обернулось тем, что альтернативную музыкальную сцену обвинили в «продажности», однако дальнейшая деятельность группы подтвердила, что она способна оставаться верной своим творческим идеалам даже в контексте коммерческой музыки.

Другие американские альтернативные рок-музыканты 1980-х, остававшиеся влиятельными в последующие десятилетия: Husker Du, The Replacements, The Smithereens, 10,000 Maniacs, Red Hot Chili Peppers; They Might Be Giants, Sonic Youth, Pixies, The Jesus Lizard, Ministry, Nine Inch Nails, Jane’s Addiction, Том Уэйтс (Tom Waits) и другие.

В Великобритании, где существовала прочная традиция независимых звукозаписывающих компаний с момента возникновения панк-рока, идеологически родственную музыку часто называли инди-роком. Известные британские музыканты, более или менее принадлежавшие к новой эстетике того времени: The Smiths, ХТС, The Cure, Siouxsie and the Banshees, The Jesus and Mary Chain, The Housemartins, La’s, Bauhaus, Cocteau Twins, My Bloody Valentine, New Order, Depeche Mode, Happy Mondays, The Stone Roses, Primal Scream и другие; на ранних этапах своей деятельности в этот список также входили U2, впоследствии ставшие одной из самых популярных групп в мире.

Во второй половине десятилетия влиятельным представителем стиля стала исландская группа The Sugarcubes с популярной впоследствии певицей Бьорк в качестве вокалистки.

90-е. Трансформации и постепенное слияние альтернативы с мейнстримом

Как и большинство стилей рок-музыки, альтернативный рок быстро разделился на различные направления: неопсиходелия (современная версия психоделического рока 1960-х годов), дрим-поп (мелодичная атмосферная музыка), шугейз (ответвление дрим-попа, основанное на звучании искаженных гитар), готик-рок (музыка, основанная на традиции пост-панка с интроспективными текстами, в которых часто говорится о смерти, используется готическая и религиозная символика), гранж (сочетание гранжа, хэви-рока, хэви-метала и панк-рока), постгранж (более коммерческая версия гранжа), индустриальная музыка (индастриал, гибрид авангардного рока и электронной музыки), нойз-рок (экспериментальный стиль, сочетающий минимализм, индустриальную музыку и панк-рок), эмо (эмоционально обостренная музыка, часто с угнетающе-фаталистическими, суицидальными текстами), пост-рок (музыка, основанная на звуковых фактурах и тембральной утонченности с влиянием рока, электроники, джаза, минимализма и т. д.) и другие. В Великобритании ведущим стилем альтернативного рока в 90-е годы был брит-поп, представители которого дистанцировались от мировой популярности гранж-рока, сделав упор на исторические традиции британского рока и поп-музыки.

По мере того, как росло признание отдельных музыкантов среди массовой аудитории, рос и интерес к этой музыке со стороны крупных звукозаписывающих компаний. Сложность взаимоотношений альтернативной стилистики и музыкальной индустрии обострилась тем, что в 1991-м году была введена номинация на премию «Грэмми» Best Alternative Music Album (Лучший альтернативный музыкальный альбом), но автор победившей работы «I Do Not Want What I Haven’t Got» — ирландская певица Шинед О’Коннор (Sinead O’Connor) отказалась от награды в знак протеста против «материалистических ложных ценностей» индустрии.

Радикальный перелом ознаменовался неожиданным успехом гранж-группы Nirvana — в январе 1992-го года их альбом «Nevermind» достиг 1-го места в чарте США, символически заменив на лидирующей позиции «короля поп-музыки» Майкла Джексона и его альбом «Dangerous», что положило начало стремительно растущей волне популярности альтернативного рока. С тех пор многие музыканты сотрудничали с крупными компаниями, их записи и видео транслировались по коммерческому радио и музыкальному телевидению MTV. Передвижной фестиваль Lollapalooza, который впервые состоялся в 1991 году, значительно способствовал престижу и распространению новых стилей, став важным событием с широким резонансом.

Однако даже в то время, когда многие артисты, изначально принадлежавшие к альтернативному контуру, присоединялись к мейнстриму рок-музыки, ряд музыкантов (Pavement, Fugazi, Mudhoney, Sleater-Kinney, Swans и др.) по-прежнему остались верны изначально некоммерческому стилю — их творения также все чаще называли в США инди-роком. Со временем термин «инди-рок» стал международным синонимом термина «альтернативный рок».
Известные альтернативные рок-музыканты того времени: Pearl Jam, Soundgarden, Alice in Chains, Hole, Stone Temple Pilots, Smashing Pumpkins, Alanis Morissette, Skunk Anansie, Beck, PJ Harvey, Weezer, Bush, Garbage, Tori Amos, Nick Cave, Blur, Oasis, Suede и другие.

21-ый век

В начале 21-го века американские группы The White Stripes, The Strokes, Black Rebel Motorcycle Club вместе со шведской группой The Hives и австралийской группой The Vines положили начало быстрому росту популярности гаражного рока, что еще больше способствовало слиянию альтернативного рока с мейнстримом. Большого успеха на международном рынке добились также такие группы, как Radiohead, Green Day, The Offspring, My Chemical Romance, Panic! At the Disco, Fall Out Boy и многие другие.

Наряду с кардинальными изменениями в музыкальной индустрии, уменьшением роли звукозаписывающих компаний, увеличением объемов виртуального распространения записей и коммерческим успехом многих альтернативных музыкантов, часто достигаемым в результате художественных компромиссов, концепция альтернативного рока, по крайней мере, его мятежный и конфронтационный аспект, во многом утратил прежнее значение и актуальность.

Важные альтернативные рок-музыканты 21-го века в первые десятилетия: White Stripes, Strokes, Radiohead, Arcade Fire, Franz Ferdinand, Yeah Yeah Yeahs, The Black Keys, Interpol, Kings of Leon, Placebo, Arctic Monkeys, Gorillaz, Jack White, Bon Iver, Devendra Banhart, Wilco, Beck, N. Cave, Bjork, P.J. Harvey, The War on Drugs, The Flaming Lips, Sigur Ros, Mogwai, St. Vincent, Tame Impala, Sharon Van Etten, The National, Twenty One Pilots и другие.

Поделиться в социальных сетях

Похожие записи