Ночь на земле (1991)
Ночь на земле (англ. «Night on Earth«) — фильм, созданный режиссером Джимом Джармушем в 1991 году. Он из пяти эпизодов, каждый из которых происходит в разных городах мира в разное время суток. В них показаны различные встречи и диалоги между таксистами и их пассажирами.
Смысл фильма Ночь на земле заключается в исследовании человеческой сущности, человеческих отношений и общения в условиях городской суеты и анонимности. Через каждую историю фильма мы видим, как люди разных национальностей, профессий и социальных слоев существуют и общаются друг с другом на заднем сиденье такси, создавая мгновенные и глубокие связи на короткий период времени.
История первая — Лос-Анджелес
Пожалуй самая слабая и простая новелла. В ней молодая таксистка (Вайнона Райдер) везёт свою богатую женщину продюсера к себе домой из аэропорта. По дороге они разговаривают о жизни и по приезду, бизнес леди предлагает стать девушке актрисой, но та отказывается.
Суть эпизода очень проста — Каждому своё счастье и каждый играет определённую роль в обществе. Можно обратить внимание, как авторы показали разные уровни жизни обоих участников. При этом у молодой жизнь сложилась более комфортнее, несмотря на её нищету. У неё есть планы на жизнь, она счастлива, никуда не спешит и у неё всё получается — даже работает зажигалка, что нельзя сказать о её спутнице.
История вторая — Нью-Йорк
Нью-Йорк город контрастов, культур и национальностей. На тротуаре молодой парень пытается поймать такси, но никто не хочет подбирать его. Во-первых, потому, что он чёрный, во-вторых, он едет в гетто Бруклина. Но находится водитель, который замечает его — пожилой эмигрант из ГДР, который всю жизнь проработал клоуном и его беда в том, что он ничего не умеет. Даже водить машину. Чтобы добраться до места назначения, они меняются местами. Парень учит мужчину вождению, показывает красоты города и даже объясняет некоторые элементы молодёжного сленга.
Непростое взаимоотношение взрослого поколения и молодежи. Это подчёркивает момент, когда собеседники спорят из-за шапки. Один утверждает, что они одинаковые, второй, что у они отличаются тем, что у него из новой коллекции, а его старая. Внимательный зритель, обратит внимание на это и поймёт, что Джармуш таким образом, хотел показать нам простую истину — всё, что мы считаем актуальным и современным, принадлежит прошлому.
С другой стороны, в конце он показывает, что Хельмут так и не научился водить, а так же не послушал совета ЧоЧо — как добраться обратно. Он потерялся в Бруклине. Всё лишь потому, что как и многие другие, мы попросту не слушаем подрастающее поколение и считаем себя умнее.
История третья — Париж
Не все люди равны — это истина, которую многие не признают. Даже не смотря на одинаковую расу, убеждения, место проживания, социальный статус — все всё равно не равны. В этой короткометражке показывается проблема с двух сторон.
Сперва в такси садятся представители политической элиты и несмотря на то, что они одинаковой расы, земляки и практически ничем не отличаются от таксиста, они его травят за то, что тот ниже их по социальной лестнице. В конце концов ему это надоедает и он высаживает их, показывая им своё превосходство над ситуацией. Следующим пассажиром ему попадается слепая девушка. Он начинает задавать ей бестактные вопросы, относясь с легким пренебрежением. В ответ, несмотря на свои физические недостатки, девушка всячески рофлит над ним. В конце пути, она выходит и идёт по набережной, а водитель попадает в аварию, за что получает нарекание — Куда ты едешь! Ты что, слепой?!
История четвёртая — Рим
История о том, что разные люди, воспринимают по разному других людей, иногда хорошо, иногда предвзято, а порой даже до смерти отвратительно. Озабоченный и безбашенный таксист подбирает пассажира священника и в процессе пути, исповедуется ему историями из своей *отвратительной* для нормального человека сексуаьной жизнью. Священнику и без того плохо, но таксист убивает его морально всё больше и больше. В конце пассажир умирает. Хорошая реплика пересказывающая всю историю была при встрече с полицейскими — Смотрите, у них оружие, а я ещё и опасен
История пятая — Хельсинки
Если твоя жизнь пошла под откос — не расстраивайся, кому-то хуже чем тебе и он с этим справляется. Это основная идея эпизода, где один из пассажиров напился и отрубился из-за своих проблем. Его друзья рассказывают печальную историю его жизни таксисту, на что тот отвечает своей. Причём можно заметить изначально, как держится водитель. Несмотря на свою усталость, безысходность в душе, он всё равно работает и держится. Справляется со своей болью и живёт дальше.
В целом Ночь на земле также имеет глубокий символический смысл. Ночь, символизирующая неизвестность, рассвет новых возможностей и темные уголки человеческой души, создает атмосферу интимности и размышления.