Кто такой Вий и существовал ли он в реальности

«Приведите мне Вия! Ступайте за Вием!»… Наверное, мало у кого жуткий голос Панночки из первого советского фильма ужасов, снятого по мотивам одноимённой повести Н. В. Гоголя, не вызывал приступа дрожи и одновременно любопытство: а кто этот Вий? Что за нечисть такая? И неудивительно, ведь подобное существо ни в русских сказках, ни в легендах, ни в преданиях, известных широкому кругу зрителей и читателей, не встречалось.

Сам Н. В. Гоголь утверждал, что Вий – это создание народного воображения и что так малороссияне называли существо, главенствующее над гномами, имеющее огромные веки, идущие до самой земли. Тем не менее исследователи и этнографы с конца 19 века, то есть практически с момента выхода повести Гоголя в свет, скрупулёзно изучали восточнославянскую мифологию и пытались найти следы Вия в народной культуре, но безуспешно. Как ни странно, но персонаж с таким именем встречается только в повести признанного классика русской литературы.

Откуда тогда Николай Васильевич взял этот образ? Не выдумал же он его целиком и полностью из своей головы? Вопрос о существовании этого персонажа даже ставился в 1884 году на VI Археологическом съезде, проходившем в Одессе и включавшем в себя программу по сбору информации о простонародных суевериях, но он так и остался без ответа. Исследователям и этнографам не осталось ничего другого, как попытаться найти соответствия в народной культуре, при этом не только славянской.
Подобные исследования проводятся следующим образом: берётся авторское описание героя и подыскивается персонаж в мифологии и фольклоре, имеющий хотя бы частичные признаки этого описания. У Гоголя Вий – это косолапый, приземистый демон. У него очень жилистые и крепкие руки и ноги, похожие на корни деревьев, железные пальцы и лицо. Он весь обсыпан чёрной землёй, а голос звучит будто из-под земли. Веки длинные, опущенные до пола. Перед его появлением раздаётся волчий вой. Но главная особенность демона – видеть сквозь магические, или так называемые апотропеические, преграды, недоступные зрению других сверхъестественных существ. Как оказалось, по отдельности все эти признаки встречаются у разных мифологически существ: маленьким ростом обладают русские домовые и кикиморы, полесские водяные, южнославянские рахманы, железные части тела есть у различных демонов и колдунов, умение видеть сквозь преграды встречается у персонажей украинских быличек – Киевской ведьмы , старшего чёрта, а также в русском, белорусском и румынском фольклоре. Но речь идет именно об отдельных признаках, то есть вышеперечисленные персонажи не имеют ничего общего с образом Вия в гоголевской повести.

Таким образом, учёные пришли к выводу, что персонаж с набором качеств, соответствующих Вию, в славянской мифологической системе не обнаружен, хотя отдельные признаки присущи многим сверхъестественным существам, а сам образ демона создан Гоголем как собирательный по мотивам славянской мифологии.

Как бы там ни было, герой одноименной повести настолько получился реальным, что у многих обывателей не возникает сомнения в том, что Вий – подлинный персонаж славянской мифологии. Статьи о нём встречаются в Мифологическом словаре и популярных энциклопедиях о волшебных существах. А раз так, значит, Вий существует на самом деле, ведь бытует мнение, что сверхъестественные существа созданы воображением людей и живут в параллельных мирах до тех пор, пока хотя бы один человек в них верит.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *